Как играть в нарды.
ИГРА «НАРДЫ»
Руководство по эксплуатации
Игра «Нарды» предназначена для развлечения детей старшего школьного возраста и взрослых.
Игровое поле представляет собой четыре шестёрки полукругов. Нижняя левая четверть поля - дом белых. Верхняя левая четверть поля - дом чёрных. Для удобства рассказа пронумеруем полукруги - позиции на каждой стороне поля от 1 до 12. Партнёры вначале игры фишки расставляют так: восемь на своей стороне, семь на чужой стороне.Расставляют фишки зеркально. См. Рис. 1.
Если выпадет парное число очков (1 и 1, 2 и 2 и тд), то на указанное число очков можно передвигать не две фишки, а четыре, или четыре раза пойти одной фишкой (или три раза одной и раз другой).
Попробуем начать игру.
Соперники бросают зары: у кого очков больше, тот начинает. Допустим
начинают белые. Первым броском выпало 3 и 5. Вариантов множество. Но мы помним
о «принципе парности» и играем
так: ставим на позицию 3 фишки с позицией 6 и 8; у нас образовалась новая пара фишек. (Вообще, когда выпадает З и 1, 4 и 2, 5 и 3, 6 и 4, лучше всего образовать новую пару в своём доме).
Ход чёрных. У него выпала 6 и 1. Лучше всего ему сыграть с позиции 12 (на чужой стороне) и с позиции 8 (на своей стороне) на позицию 7. Если белые теперь выбросят «самое удачное» сочетание 6 и 6. им не удастся вывести свои фишки из чужого дома (позиция 7 занята), придётся двигать две фишки с позиции 8 на позицию 2 и две фишки с позиции 12 (на чужой стороне) и а позицию 7 (на своей стороне).
Почему не стоит передвигать четыре фишки с позиции 12 на позицию 7, понятно: ведь тогда на позиции 12 остаётся одна фишка и не исключено, что она попадает под удар со следующим броском чёрных...
Попробуйте начать игру, и Вы быстро усвоите её особенности. Осталось сказать о том, как снимаются фишки с доски, когда они собраны в свой дом. Это делается опять таки в зависимости от того, как брошены зары: выпало 2 и 5 - снимаются фишки с позиций 2 и 5; если окажется, что на позиции 2 нет фишек, то ходят на два шага любой фишкой. При парных сочетаниях с указанной позиции снимаются не две фишки, а четыре.
Если выпадает число очков больше, чем самый большой номер позиции, на котором ещё остались фишки, то фишка снимается с этого самого большого номера. Скажем, выпало 2 и 6, у вас остались фишки только на позициях 1, 2 и 4. Вы снимаете одну фишку с позиции 2 и одну с позиции 4. Поэтому чем больше фишек Вам к концу игры удалось поместить на первых позициях, тем лучше -число 6 всегда снимает фишку с позиции 1, а вот число 1 фишку с позиции 6 не снимает.
В игре возможны самые неожиданные повороты даже в конечной
стадии. Допустим. Вы привели все фишки в дом, а соперник - хотя и у него все
позиции в доме закрыты - ещё должен вернуть
в игру выбитую Вами фишку. Казалось бы, он безнадёжно отстал. Но может случиться так, например: на позиции 6 у Вас пять фишек, и Вы выбрасываете 6 и 6. Это «самое удачное» сочетание в данном случае может погубить Вас. Вы обязаны снять четыре фишки, оставив на позиции 6 одну, и если сопернику выпадает на одном из зар 6 (а вероятность эта не так уж мала!), он снимет с доски эту Вашу сиротливо стоящую фишку, и Вы поменяетесь ролями: он спокойно приведет свою фишку в свой дом и начнёт снимать свои фишки...
Побеждает тот, кто первым снял свои фишки, но победы в нардах имеют разную цену.
Разовая победа: соперник успел снять хотя бы одну из своих фишек. Двойная победа: соперник не успел снять ни одной своей фишки. Тройная победа: соперник не успел вывести хотя бы одну свою фишку из чужого дома.
В «длинных» же нардах начальная расстановка фишек иная: все пятнадцать фишек стоят на позиции 1 в доме противника. А задача та же: привести все фишки в свой дом и затем снять одну за другой. В «длинных» нардах фишек противника не бьют: позиция считается занятой, если на ней стоит хотя бы одна фишка. Если Вам удастся занять своими фишками шесть позиций подряд; то встречное движение фишек соперника оказывается на этом участке невозможным, но даже и более короткие преграды - в четыре, пять фишек - сильно затруднят чужую игру. Вам же, разумеется, надо стремиться не допустить, чтобы такой барьер возник перед вашими фишками.